Соловьёв, александр васильевич (историк)

Новости

20.11.2015
«МегаФон» призывает вести бизнес по-настоящему
30 ноября. Москва. «МегаФон» запускает федеральную рекламную кампанию в поддержку нового позиционирования корпоративного сегмента. Концепция «Бизнес по-настоящему» даст возможность укрепить доверие клиентов к компании, позволяя им полностью положиться на «МегаФон» в решении любых телекоммуникационных задач. Изменения коснутся большинства внешних коммуникаций бренда.
17.02.2014
Потребитель иррационален
Владимир Соловьев, журналист, писатель, телеведущий и общественный деятель, рассказывает читателям бизнес-издания Chief Time о своем взгляде на задачи продвижения, об условиях успеха проектов, об идеальных оптимистах и не менее идеальных идиотах.
04.12.2013
«Интеллигенция: кто она»
Владимир, в течение многих лет, ты приглашаешь меня в свои телепередачи. А сейчас в программе на радио «Вести FM» мы говорим о литературе. Ты создал атмосферу, где я могу сказать вещи, может быть, исповедальные.
04.02.2013
Владимир Соловьев: «Зарекаться от встречи со следователями в России вряд ли кто-то попробует»
Ведущий побеседовал со следователями за чашечкой чая. Представители СК встретились с телеведущим в кафе в центре Москвы. Речь шла о переписке Соловьева в Twitter с Никитой Белых. Журналист Владимир Соловьев рассказал о беседе ведущей Ксении Турковой.
03.10.2012
Владимир Соловьев: Мне бы очень не хотелось революции
Вскоре суд должен принять решение по жалобе участниц группы Pussy Riot на свой приговор. Споры о том, заслуживает ли их выходка в храме двух лет колонии и должно ли общество ужесточить наказание за оскорбление чувств верующих, не утихают.
О том, что происходит с моралью, правом и идеологией в стране, «АиФ» поговорил с известным телеведущим Владимиром Соловьёвым.

[править] Философия

Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

  • Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.
  • Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

В 1880-е В. Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них — Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж

Сам Владимир Соловьёв официально присоединился к Католической церкви незадолго до своей смерти перед русским греко-католическим священником графом Николаем Толстым. Греко-католическим священником впоследствии стал племянник Владимира Соловьёва — Сергей Михайлович Соловьёв.

Философия Владимира Соловьёва

  • Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
  • Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом в общественной жизни».

На философию Соловьёва оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова. Соловьёв считал Фёдорова своим «учителем и отцом духовным», называл гениальным мыслителем.

Суд с Минкультуры

Злоключения Соловьёва начались в 2011 году, когда его студия «Линия кино» получила от Министерства культуры России 25 миллионов рублей на создание фильма «Елизавета и Клодиль». Режиссёр задумывал эту картину как амбициозный российско-французский проект, рассказывающий о двух девушках из богатых семей, приехавших во Францию из России в начале XX века. Главные героини должны были встретить многих исторических личностей, включая Владимира Ленина и молодого Адольфа Гитлера. Сергей Александрович смог привлечь к работе над фильмом Пьера Ришара, но картине не суждено было появиться на свет. Сперва Ришар тяжело заболел и съёмки было решено отложить, а потом оказалось, что выделенных средств не хватает на воплощение грандиозного замысла режиссёра, несмотря на то, что, по словам представителя Соловьёва, картина была завершена на 80%. Проект был заморожен.

Пьер Ришар в фильме «Старые хрычи». Кадр из фильма

В 2017 году Минкультуры подало на студию «Линия кино» в суд за нарушение сроков госконтракта, согласно которому фильм давно должен был быть снят. По требованию чиновников Соловьёв должен был вернуть 25 млн. рублей, заплатить дополнительно 9 млн. рублей за просрочку и сверх того выплатить 1 млн. рублей штрафа. Суд признал эти требования полномочными, поданная апелляция ни к чему ни привела.

Отношение к евреям

Отношение Соловьёва к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы как свой собственный. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьёву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан.

В 1890 году цензура не пропустила в печать декларацию против антисемитизма, написанную Соловьёвым и подписанную рядом писателей и учёных. Она была напечатана за границей.

Соловьёв выступал против преследований евреев в России. В письмах Ф. Гецу Соловьёв обличал погромы и заверял, что его перо всегда готово к защите бедствующего Израиля. В то же время Соловьёв не только не был филосемитом, но и сам не был свободен от антисемитизма:

Решением «еврейского вопроса» философ считал экуменизм — объединение иудаизма с православием и католичеством на общей религиозной основе. На смертном одре Соловьёв молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. После смерти Соловьёва в синагогах читались молитвы за упокой его души.

Биография[править]

Семьяправить

Родился в семье Михаила Соловьёва — брата известного русского философа Владимира Соловьёва, поэтессы Поликсены Соловьёвой и романиста Всеволода Соловьёва, и матери украинки Ковалинской, по которой приходился троюродным братом русскому поэту Александру Блоку, с которым его связывали также и дружеские отношения. 17 августа 1903 года Сергей Соловьёв был шафером на свадьбе Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

В сентябре 1912 года в церкви Рождества Богородицы в селе Надовражном (Московская губерния) венчается с Татьяной Алексеевной Тургеневой. 25 августа 1913 года в семье рождается дочь Наталия, в  — Мария (умерла в пятилетнем возрасте). 28 июля 1916 года рождается третья дочь — Ольга. Впоследствии Татьяна Тургенева увлеклась марксизмом, оставила мужа и повторно вышла замуж.

Соловьёвы

Сергей(1820—1879)
Поликсена (1867—1924) Михаил (1862—1903) Владимир(1853—1900) Всеволод(1849-1903)
Сергей (1885-1942) Татьяна Тургенева
Наталия (1913-?) Мария (1914-1919) Ольга (1916-?)

Литературная деятельностьправить

Учился Соловьев в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. 16 января 1903 года умерли оба родителя Сергея Соловьёва. В 1904 году поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского государственного университета, осенью 1907 года перевёлся на классическое отделение того же факультета, которое окончил с дипломом I-й степени весной 1911 года. Защитил кандидатскую «Комментарии к идиллиям Феокрита».

Стихи писал с детства, в 1905 году впервые выступил в печати со стихами и литературоведческими статьями. В была издана первая книга стихов Соловьёва, озаглавленная «Цветы и ладан». Позже пишет философские и богословские произведения, занимается переводами на русский язык зарубежной литературы. В 1916 году он переиздаёт стихотворения Владимира Соловьёва, предваряя сборник биографическим очерком, эпиграфом к нему он ставит слова хорватского епископа Штроссмайера «Solovief anima candida, pia ac vere sancta est». В 1926 году переводит «Конрада Валенрода» Адама Мицкевича. В 1928 году работает над переводом «Энеиды» Вергилия.

Священническое служениеправить

В октябре 1913 года Соловьёв поступил на второй курс духовной академии в Сергиевом Посаде. Знакомится с В. В. Розановым, о. Павлом Флоренским и В. Ф. Эрном. В 1915 году заканчивает духовную академию, 21 ноября 1915 года рукополагается в диаконы, а 2 февраля  — в сан священника.

Сергей Соловьёв рано заинтересовался католичеством, на что безусловно оказало влияние творчество его дяди — Владимира Соловьёва, который незадолго до смерти присоединился к Католической Церкви. Этому интересу также способствовало знакомство в 1916 году с В. В. Абрикосовым, главой московских греко-католиков. После долгих и мучительных исканий отец Сергий Соловьёв принимает решение о том, что никогда не станет католиком, о чём пишет в своём письме Наталии Врангель-Левицкой от 14 октября 1916 года:

Однако в 1920 году, когда Католическая церковь в России и особенного Российская греко-католическая церковь оказываются гонимыми, Соловьёв присоединяется к общине русских католиков восточного обряда, официально присоединяется к Католической Церкви в 1921 году. В 1922 году вновь возвращается в православие, но уже в ноябре 1923 года окончательно воссоединяется с Католической церковью и возглавляет общину московских греко-католиков. С он служит в римско-католическом храме Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице. В 1926 году после ареста экзарха блаженного Леонида Фёдорова отец Сергий Соловьёв был назначен апостольским администратором Москвы Пием Невё — вице-экзархом для католиков синодального обряда. В 1928 году посещает Саратов, где тайно служит в местной католической церкви.

Арест и заключениеправить

В ночь с 15 на 16 февраля Сергий Соловьёв был арестован вместе с группой греко-католиков, в основном евреек, обращённых им в католичество, многие из них впоследствии умерли в заключении, первой из жертв стала Виктория Бурвассер. 18 августа по постановлению Коллегии ОГПУ приговорён к 10-ти годам ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан. В ходе следствия психически заболел, в октябре по состоянию здоровья освобождён от наказания и помещён в психиатрическую лечебницу. 21 ноября 1932 года о. Сергий оказывается на свободе, впоследствии он снова будет помещён в лечебницу. Осенью 1941 года вместе с больницей имени Кащенко Сергий Соловьёв эвакуирован в Казань, где он и скончался 2 марта 1942 года. Похоронен на Арском кладбище, могила не сохранилась.

Детство. Первое явление Софии

Страстность натуры Соловьева стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая-то неистовость в его играх и занятиях.

Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию — Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.

Вот как он описывает свое первое видение в автобиографической поэме «Три свидания»:

Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье

Душа кипит в потоке страстных мук.

Житейское… отложим… попеченье –

Тянулся, замирал и замер звук.

Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он,

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Издания

  • Цветы и ладан: Первая книга стихов: (Маслина Галилеи. — Золотая смерть. — Silvae. — Пиэрийския розы. — Песни. — Веснянки). — М.: Тип. т-ва А. И. Мамонтова, 1907. — 225 с. — 500 экз.
  • Crurifragium: (Сказка о серебряной свирели. — Сказка о апрельской розе. — Червонный потир. — Три девы. — Веснянка). — М.: Тип. т-ва А. И. Мамонтова, 1908. — XVI, 167 с. — 500 экз.
  • Апрель: Вторая книга стихов, 1906-1909 / Обл. А. А. Моргунова. — М.: Мусагет, 1910. — 173 с. — 1000 экз.
  • Цветник царевны: Третья книга стихов (1909—1912): (Образ милый. — Розы Афродиты. — Песни. — Поэмы. — Посвящения и мадригалы. — Благословение прошлого. — У ног царевны) / . — М.: Мусагет, 1913. — XVI, 157 с. — 1000 экз.
  • Возвращение в дом отчий: Четвертая книга стихов, 1913—1915: Возвращение в дом отчий. — На рубеже. — Тени античного. — Италия. — Война с Германией. — Раздор князей. — Повесть о великомученице Варваре. — М.: Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1916. — 188 с. — 1000 экз.
  • Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. — М., 1997.
  • Стихотворения 1917—28 гг. — Солнечногорск, 1999.
  • Воспоминания / Сост., подгот. текста и коммент. С. М. Мисочник, В. В. Нехотина: Вступит. ст. А. В. Лаврова. — М., 2003.
  • Собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. В. А. Скрипкиной. Послесловие Стефано Гардзонио. — М.: Водолей Publishers, 2007. — 856 с. — (Серебряный век. Paralipomenon). — ISBN 978-5-902312-22-2.

Сергей Михайлович Соловьев

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович(5.05.1820-4.10.1879),
выдающийся русский историк, академик (1872). Сын
московского священника. Учился в Московском
университете
(1838-1842), по окончании которого в
качестве домашнего учителя детей графа А. П.
Строганова в 1842-1844 годы побывал за границей, где слушал
лекции немецких и французских историков и
философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 года
приступил к чтению курса русской истории в
Московском университете, защитил магистерскую
диссертацию “Отношение Новгорода к великим
князьям”, а в 1847 году докторскую — “История
отношений между русскими князьями Рюрикова
дома”. С 1847 года — профессор Московского
университета.

С 1851 года стал выходить (ежегодно по
одному тому) капитальный труд Соловьева
“История России с древнейших времен” (до смерти
Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно),
доведенный до 1775 года. Крупным научным и общественным
явлением стали “Публичные чтения о Петре
Великом” (1872), приуроченные к 200-летию со дня
рождения Петра
I. По своим методологическим
воззрениям Соловьев принадлежал к так
называемой “государственной школе”, которая
считала государство движущей силой
исторического развития.

В 1871-1877 годы Соловьев занимал
должность ректора Московского университета. В
последние годы жизни Соловьев — председатель
“Московского общества истории и древностей
Российских”. Оставил мемуары “Мои записки для
детей моих, а если можно, и для других”.

В.А.Федоров

Другие биографические материалы:

Данилов А.А. Крупнейший историк
дореволюционный России (Данилов А.А. История России IX — XIX вв.
Справочные материалы. М., 1997).

Корецкий В.И. Русский буржуазный историк (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Российский ученый, историк и педагог (Орлов А.С., Георгиева Н.Г.,
Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Ерыгин А.И. «Философски образованный историк с
универсальными историческими интересами» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко,
А.П. Поляков. – М., 2014,). 

Шикман А.П. Был записан в духовное училище, но
учился дома (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997
).

История России с
древнейших времен (1851 — 1879).

Петровские чтения (1872).

Далее читайте:

К. Д. Кавелин. Письмо к С. М.
Соловьеву. 16 января 1856 г.:

Соловьев Владимир
Сергеевич (1853-1900), «религиозный
философ», сын Сергея Михайловича.

Литература:

С.М. Соловьев: Персональный указатель литературы
(1838 — 1981). М., 1984;

Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990.

Ерыгин А. Н. История и
диалектика. (Диалектика и исторические знания в России XIX века).
Ростов-на-Дону, 1987;

Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии
истории русскою либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин).
Ростов-на-Дону, 2004.

Панмонголизм

Соловьёв ввёл в оборот термин панмонголизм, который в историософской концепции Соловьёва выражал идею исторического возмездия Европе со стороны народов Востока и сопоставлялся с завоеванием Константинополя мусульманами.

Если прекращение войны вообще я считаю невозможным раньше окончательной катастрофы, то в теснейшем сближении и мирном сотрудничестве всех христианских народов и государств я вижу не только возможный, но необходимый и нравственно обязательный путь спасения для христианского мира от поглощения его низшими стихиями.
Мне кажется, что успех панмонголизма будет заранее облегчён тою упорною и изнурительною борьбою, которую некоторым европейским государствам придётся выдержать против пробудившегося Ислама в Западной Азии, Северной и Средней Африке.

Литература

на русском языке
  • Арсеньев К. К., Радлов Э. Л. Соловьёв, Владимир Сергеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Буллер А. В. С. Соловьёв и современность: О некоторых аспектах философии В. С. Соловьёва. — М.: Наука, 2018. — 135 с. — ISBN 978-5-02-040071-9.
  • Бурмистров К. Ю. Владимир Соловьёв и Каббала. К постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 год / под ред. М. А. Колерова. — М.: ОГИ, 1998. — С. 7—104.
  • Гайденко П. П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. — М., 2001. — 468 с.
  • Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьёва // Вопросы философии. — 1998. — № 4. — С. 75—93.
  • Гайденко П. П. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Кобринский А. М. «Феномен воздействия» (о поэзии и пьесах Владимира Соловьёва)[]
  • Козырев А. П. Соловьёв и гностики. — М.: Изд. Савин С. А., 2007. — 544 с. ISBN 978-5-902121-12-1.
  • Козырев А. П. СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 676—677. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Коробко М. Ю. Усадьба Узкое. М.: Вече, 2013 (Усадьбы, дворцы, особняки Москвы)
  • Кравченко В. В. Владимир Соловьёв и София. — М.: Аграф, 2006. — 384 с. ISBN 5-7784-0312-7
  • Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 656 с. — ISBN 978-5-235-03148-7.
  • Челышев Е. П., Коробко М. Ю. Усадьба Узкое и Владимир Соловьёв / Под ред. Е. П. Челышева; Науч. совет РАН по изуч. и охране культ. и природ. наследия. М.: Наука, 2012.
на других языках
  • Helmut Dahm, Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation. — Dordrecht, Holland: D. Reidel Publishing Company, 1975.
  • Zdenek V. David, The Influence of Jacob Boehme on Russian Religious Thought // Slavic Review. — 21 (1962), 1. — pp. 43—64.
  • Ludolf Mueller, Solovjev und der Protestantismus. — Freiburg: Verlag Herder, 1951.
  • Joseph L. Navickas, «Hegel and the Doctrine of Historicity of Vladimir Solovyov, » in The Quest for the Absolute, ed. Frederick J. Adelmann. — The Hague: M. Nijhoff, 1966. — pp. 135—154.
  • Louis J. Shein, «V.S. Solov’ev’s Epistemology: A Re-examination» // Canadian Slavic Studies. — Spring 1970, vol. 4. — № 1. — pp. 1—16.

Учеба в гимназии. Религиозный кризис

Владимир Соловьев в молодые годы

В 13 лет он признается Н. И. Карееву , что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания».

Величко рассказывает, как однажды «после вечера, проведенного в горячих рассуждениях с единомышленными товарищами, Соловьев сорвал со стены своей комнаты и выкинул в сад образа, бывшие свидетелями стольких жарких детских его молитв».

[править] Источники

  1. Присоединение к Католической церкви было совершенно в Москве 12 февраля (2 марта) греко-католическим священником Николаем Толстым. Акт о соединении В. Соловьёва с Католической Церковью
  2. В настоящее время район Ясенево города Москвы.
  • Владимир Сергеевич Соловьёв
  • Библиотека о. Якова Кротова
  • Владимир Сергеевич Соловьёв в библиотеке Максима Мошкова
  • стихи В. С. Соловьёва в Антологии русской поэзии
  • Наследие Владимира Соловьёва@ng.ru
  • Владимир Соловьёв о смысле жизни
  • Соловьёв В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева.

Статьи о В.С. Соловьёве

  • Кн. Евгений Трубецкой «Мiросозерцанiе Вл. С.Соловьёва»
  • A.Блoк, «Pыцaрь-монах»
  • Николай Бердяев, «Основная идея Вл. Соловьёва»
  • Прот. Александр Мень, «Владимир Сергеевич Соловьёв»
  • А. Ф. Лосев, «Творческий путь Владимира Соловьёва»
  • К. В. Мочульский, «Владимир Соловьёв. Жизнь и учение»
  • Шмонина М. С. «Тютчевский» пласт в лирике Вл. Соловьева.
  • И. А. Куклин, «Лебединая песнь великого философа»

Литература[править]

  • А.В. Лавров «Продолжатель рода» — Сергей Соловьев // Соловьев С. М. Воспоминания. — М.: Новое литературное обозрение, 2003.о книге
  • Н. С. Соловьева «О судьбе отца» // «Новый Мир». — 1993. — № No8.
  • Н. С. Соловьева «Отцом завещанное» // «Наше наследие». — 1993. — № №27.
  • Марк Смирнов «Священник Сергей Соловьев».
  • Гайденко П. «Соблазн «святой плоти» (Сергей Соловьев и русский серебряный век)» // Вопросы литературы. — Июль-август 1996. — С. 72-127.
  • Скрипкина В.А. Сергей Михайлович Соловьев: Духовные искания. Эволюция творчества. — М.: МГОУ, .о книге

Марк Смирнов Последний Соловьев. — М.: Прогресс-Традиция, 2014.о книге

Воспоминания современников, характеристики

«Соловьев был необычайно сложной и богатой натурой; он шел по разным путям со свободой, часто граничившей с своеволием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно. Казалось, что его подлинное лицо никогда и ни для кого не открыто. <…> …Дисгармония идет из глубины, она была в самой натуре Соловьева, во всем его творчестве, терзала его всю жизнь. Он не умел найти настоящего языка для своего мистического опыта, так как до конца жизни не доверял ему.»

«Я никогда не видал другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убежденного в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле«.

С. М. Соловьев, племянник философа:

«Наружность Владимира Сергеевича резко менялась в разные периоды его жизни. Если мы возьмем его молодые портреты, то преобладающей чертой этого прекрасного лица, несколько малорусского, с черными сдвинутыми бровями, покажется нам – строгая чистота, энергия, готовность к борьбе«.

Друг философа, А. Г. Петровский, в году писал о нем:

«Когда я впервые познакомился с ним, 32 года тому назад, он сам едва только вышел из детских лет, но уже и тогда (т. е. в год вступления в университет) он поразил меня, как человек необыкновенный: печать избранника судьбы, высокоодаренного, носившего в себе божественный огонь, была ясно видна на его лице, и я до сих пор живо помню это первое впечатление«.

Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет:

«На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию профессора Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно«.

М. Д. Муретов:

«Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках… Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…»

Научная деятельность

Соловьев написал цикл статей: «Святая Русь. Очерк развития религиозно-общественной идеи», «Национальное сознание в русском прошлом», «Белая и Чёрная Русь. Опыт историко-политического анализа», в которых анализирует историю формирования самосознания русского народа, о том, каким содержанием в разные исторические периоды наполнялось понятие «Русь». Его работа о Святой Руси вышла раньше известной статьи А. В. Карташёва на эту же тему и в определённом смысле является предтечей трудов Л. Н. Гумилёва. Исследователь русской эмиграции в Белграде Елена Анатольевна Бондарева считает, что А. В. Соловьёв в своей трактовке понятия Святой Руси глубже, так как он находит укоренность этой идеи со всеми слоями общества — от смерда и кожемяки до князя и митрополита.

А. В. Соловьев связывает то, почему именно в России тоска по утраченному Небесному Отечеству столь глубоко укоренилась в народном сознании, с колоссальными сдвигами в средневековом мироустройстве: под ударами латинян-крестоносцев пал Царьград, а затем и Византийская империя под ударами иноверных турок, с запада на Псков и Новгород надвигаются немецкие рыцари, с востока давит Орда. И в таком окружении Русь оказывается единственной хранительницей истинной веры, в этом её долг, служение и призвание. И эта идея глубоко проникла в народное сознание.

Библиография

  • Soloviev A. Weiss, Schwartz und Roterussen. Versuch einer historich-politischen Analyse // Soloviev A. Byzance et la formation de l’Etat russe. London, 1979.

Мнения и критика

Основные положения С. М. Соловьёва подверглись критике ещё при его жизни. К. Д. Кавелин, в разборе обеих диссертаций и 1-го тома «Истории России», указывал на существование промежуточной стадии между родовым бытом и государственным — вотчинного строя («Полное собрание сочинений Кавелина» Т. I. — СПб., 1897); К. С. Аксаков, в разборе 1, 6, 7 и 8 томов «Истории России», отрицая родовой быт, настаивал на признании быта общинного («Полное собрание сочинений К. Аксакова», т. I, изд. 2-е, М., 1889). В. И. Сергеевич определял отношения древнерусских князей не родовым, а договорным началом («Вече и князь». — М., 1867). Против Кавелина и Сергеевича Соловьёв защищался в «Дополнениях» ко 2-му тому, а Аксакову возражал в одном из примечаний к 1-му тому «Истории России» позднейших изданий.

Полное неприятие исторических воззрений Соловьёва высказывал Н. В. Шелгунов.

Официальный сайт Владимира Соловьёва

Владимир Соловьёв (20.10.63) — известный журналист, радио- и телеведущий. Окончил Московский институт стали и сплавов и аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений. Кандидат экономических наук. В начале 90-х жил и работал в США.

С 1997 по 2010 год вёл программу «Соловьиные трели» на радио «Серебряный дождь». На телевидении с 1999 года. В разные годы был ведущим программ «Процесс» (ОРТ), «Страсти по Соловьёву» (ТНТ), «Завтрак с Соловьёвым» и «Соловьиная ночь» (ТВ-6), «Смотрите, кто пришёл» и «Поединок» (ТВС), «Апельсиновый сок», «К барьеру» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» (НТВ). C сентября 2010 года является ведущим программы «Поединок» на ТК «Россия 1» и радио-шоу «Полный контакт» на радио «ВЕСТИ FM».

Автор книг: «Империя Коррупции», «Враги России», «Манипуляции. Атакуй и защищайся», «Мы — русские! С нами Бог», «Путин — Медведев. Что дальше?», «Соловьёв против Соловьёва», «Путин. Путеводитель для неравнодушных», «Русская Рулетка», «Евангелие от Соловьёва» и «Апокалипсис от Владимира».

Два раза в год выступает с моноспектаклями в МХАТ им. Горького в Москве. Ежегодно творческие вечера проходят в Санкт-Петербурге и других городах России. Читает лекции, проводит тренинги и корпоративные мастерклассы.

Женат, отец восьмерых детей.

Госпитализация

20 января 2020 года Сергей Соловьёв был доставлен в реанимацию одной из московских клиник. Mash сообщил, что режиссёр перенес ишемический инсульт, при этом его состояние дополнительно осложняется диабетом и слабым сердцем, а ноги покрыты некротическими язвами. 27 января Сергей Александрович был переведён из реанимации в обычную палату.

Сергей Соловьёв. Фото: РИА «Новости» /Евгений Одиноков

Вместе с тем помощник режиссёра в интервью «Комсомольской правде» утверждает, что СМИ сильно сгущают краски в истории с госпитализацией.

— Из-за сахарного диабета у него образовалась трофическая язва на ноге. Вначале мы из дома ездили на перевязки, — заявил представитель Соловьёва. — Но неожиданно у Сергея Александровича поднялась температура. Мы решили не рисковать, сели в машину и поехали с ним в больницу. Ему сделали операцию на ноге. Операция была серьёзная, но ногу удалось сохранить. Теперь каждые два дня ему делают перевязку — в реанимации под анестезией. Чувствует он себя не очень хорошо, переживает, хочет покинуть больницу.

Кроме того, помощник Соловьёва рассказал, что долг режиссёра перед Минкультом давно погашен, а неприятная ситуация с судебным преследованием вызвана тем, что документы, подтверждающие это, «потерялись».

Последней на данный момент работой Сергея Соловьёва стал короткометражный фильм-фантазия «Ути-ути-ути», в котором он сам сыграл одну из ролей.

Издание сочинений в Русском зарубежье

Издание произведений автора стало особым направлением в работе русскоязычного католического издательства в Брюсселе «Жизнь с Богом».

  •  — 1969 годы — Сборник «О христианском единстве».
  • 1966 год — публикация 10-томного собрания сочинений, что было переизданием напечатанного в Санкт-Петербурге в  — 1914 годах.
  •  — 1970 годы — выход дополнительных 11 и 12 томов, включившие в себя ранее не опубликованные произведения.
  • 1970 год — репринт, объединивший в одной книге 4-томное собрание писем философа
  • Помимо того произведения В. Соловьёва и материалы о нём встречаются в периодике — журналах «Жизнь с Богом», «Русский католический листок», «Россия и Вселенская Церковь» и «Логос»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector