Ивановский монастырь

Архитектурные памятники на территории обители

Современный монастырский ансамбль отличает цельность архитектурного решения. Он построен в русском стиле, но имеет отдельные элементы эклектики. Лицевая кладка всех его зданий сделана из красного кирпича, что и определило неофициальное название обители – Красная церковь.

Архитектурной доминантой всего комплекса является бесстолпный пятиглавый Введенский храм, который стоит прямо по центру огороженной монастырской территории. Он является памятником архитектуры начала XX века. Основной объем этой церкви — двухсветный куб с полукруглыми алтарными абсидами. Внутреннее пространство храма представляет собой прекрасно освещенный просторный зал.

Церковную кровлю венчают пять массивных, чуть сплющенных луковичных глав. Ее входы декорированы арочными проемами. Окна на фасадах также украшены арками. Кроме того, храм богато декорирован самыми разными по размерам и формам колонками, ширинками, кокошниками, декоративными зубчатыми поясками и многоступенчатыми карнизами, в которых использованы мотивы византийского зодчества.

Помимо храма, в монастыре стоит дом притча, который был выстроен в восточной части участка в 1909 году. Этот дом выглядит очень оригинально. Он представляет собой здание в два этажа, поставленное углом, и отдаленно напоминает боярские палаты XVII века. К скругленному угловому выступу пристроена круглая башня, с живописным завершением в виде шатра, и внутри нее есть лестница. Прямоугольные окна дома притча отделаны наличниками и другими элементами, повторяющими декор Введенского храма.

Вход в Введенский храм

Монастырскую ограду построили в 1912 году. Она состояла их кирпичных столбов и металлических кованных решеток между ними. Интересно, что решетки в разных частях ограды имели различный рисунок. С трех сторон в ограждении были установлены богато декорированные ворота, а на двух углах – башенки, которые по убранству гармонировали с башней здания притча.

Когда в 1990-е годы приступили к созданию нового монастыря, опорные столбы ограды встроили в стены новых монашеских корпусов, а решетки сняли. В это же время над западными воротами появилась невысокая колокольня со звонницей, которую соорудили по проекту архитектора И.К. Русакомского.

История становления обители

Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.


Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва

За время существования женского монастыря на Солянке — улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи — первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.

Строительство

Предтеченский женский монастырь — одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.

Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.

Монастырь был часто посещаем царями, особенно в праздник Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.

При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь — отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.


Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря

Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.

Советский период

Один из самых тяжелых периодов существования монастыря — советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.

Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.

Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.


Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи

В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске. Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Красная церковь)

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

Деятельность прихода

Начиная с 2008 года, в обители действует музей монастыря, в котором хранится закладной камень самой первой постройки, найденный в процессе восстановления обители. Также при монастыре открыты мастерские — швейная, иконописная и реставрационная. С недавнего времени в обители открыты курсы для женщин, желающих принять монашество, на которых они изучают Священное Писание, житийную литературу, историю монашества, церковное искусство и другие области знаний.

Имеется у монастыря и богадельня, или Дом престарелых, а в одном из подмосковных сел создано большое монастырское подворье.

Богослужение в монастыре

Сегодня, как и в первые годы существования монастыря, богослужения в монастыре проходят ежедневно в двух храмах:

  • церкви Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна;
  • домовом храме Преподобной Елизаветы Чудотворицы.


Богослужение в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы

Каждодневная утренняя литургия начинается в 7.30, а в праздничные дни — в 7.30 проходит исповедь, а после, в 8.30 — богослужение. Вечерняя служба по будним и выходным дням совершается в 17.00.

Кроме того, по понедельникам в 17.00 проходит Молебен Иоанну Предтече.

Святыни и престольные праздники

Как уже говорилось, множество чудес сопровождают жизнь обители и это, конечно, отчасти благодаря тем святыням, которые бережно хранятся в монастырских стенах. Помимо редких чудотворных икон, в обители хранятся части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Матфея, святого Николая Чудотворца и некоторых других святых.

Один из главных престольных праздников отмечается ежегодно 11 сентября — в день, когда была усечена голова Пророка и Предтечи, Крестителя Господа — Иоанна.

Также торжественные богослужения проходят по праздникам.

Как добраться

Добраться до Свято-Введенского женского монастыря в Иваново своим ходом не составит труда: прямо напротив находится одноименная остановка общественного транспорта.

Вам подойдут следующие городские наземные маршруты:

  • Автобусы № № 33, 38 и «Челнок»
  • Троллейбусы № № 7 и 8
  • Маршрутные такси № № 18, 24, 37, 38, 109, 129 и 144.

Дорога от железнодорожного вокзала Иваново займет 10 минут пешком: выходя с вокзала на улицу Карла Маркса, идете по ней до перекрестка с Шереметевским проспектом. Повернув направо на проспект, надо будет пройти 850 метров до монастыря. Он находится на пересечении Шереметевского проспекта и улицы Спартака.

Для заказа автомобиля в городе Иваново вы можете воспользоваться приложениями такси: например, «Везёт» или «Такси 42».

Панорама монастырского комплекса с улицы Спартака на Google.maps:

Видео о Свято-Введенском женском монастыре в Иваново:

Особые святыни

Ивановский женский монастырь настолько древний, что святынями в нем являются даже камни, из которых сложены стены. Светлую славу обители в 17 веке принесла обитавшая здесь святая блаженная Марфа. Ее чтили в монаршей семье, и считалось, что после своей смерти она продолжала оберегать дом Романовых. С 1638 ее мощи трепетно хранились в главном соборе, но после революции их изъяли для захоронения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба святыни неизвестна. На сегодняшний день сохранилось изящное мраморное надгробие.

Еще одной неординарной святыней монастыря является чудотворная икона святого Иоанна Крестителя с прикрепленным к ее киоту медным обручем. Он присоединен металлической цепочкой и считается мерой головы святителя Иоанна Предтечи. На ободке можно прочесть полустертую надпись, сделанную славянской вязью: «Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». По некоторым утверждениям, возраст обруча отсчитывается с 19 века и ранее хранился в часовне монастыря, о чем есть записи в летописи обители. Обруч и икона считаются святынями, помогают верующим избавиться от многих заболеваний.

История обители

Основателем и духовным руководителем монастыря стал архимандрит Амвросий (Юрасов). В 1990 году его назначили настоятелем возвращенного верующим Введенского храма. А годом позже приход этой церкви по указу патриарха обратили в женский монастырь.

Несколько лет членам приходской общины и добровольным помощникам пришлось восстанавливать Введенский храм, возводить новые кельи и обустраивать монастырскую территорию. Они разбирали перекрытия, сделанные в церкви в годы существования архива, выносили из зданий старые стеллажи и мусор, и устанавливали кресты на куполах. Много времени заняло создание двух новых резных иконостасов и написание для них икон.

Сегодня Введенскую обитель отличает активная миссионерская деятельность. Для малоимущих горожан в монастыре организуют благотворительные обеды. Монастырь активно занимается издательской деятельностью — здесь выпускают газету «Слово утешения», издают православные книги и буклеты. Кроме того, все желающие могут получить необходимый совет, позвонив на созданный в обители телефон доверия.

Вид на купола Введенской церкви

История Иоанно-Предтеченского монастыря

Женская обитель была заложена в конце XV столетия. Историки предполагают, что ее основание связано с рождением будущего царя Иоанна Грозного, которого нарекли во имя Предтечи Крестителя Господня. Приближенность к правящему роду давала скиту существенные преимущества. Так, он никогда не имел нужды в деньгах, возводил много новых богатых храмов.

Иоанно-Предтеченский монастырь имеет богатую историю

За всю свою историю Предтеченский монастырь неоднократно оказывался на грани полного разрушения. Первый раз это произошло спустя два столетия после основания, когда он подвергся нападению польских интервентов. Позже женский скит дважды страдал от огня.

Видео «История Иоанно-Предтеченского монастыря»

Из этого видео вы узнаете историю Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

XIX век

Знаменитый московский пожар 1812 года стал трагическим для Иоанно-Предтеченской лавры. Тогда сгорели все постройки, за исключением одного храма. Успевшие вовремя сбежать монахини переправили часть церковных реликвий в Вологду, однако это не спасло скит от последующего упразднения. Единственной уцелевшей церкви присвоили статус приходской, а о монастыре забыли почти на пятьдесят лет.

Реконструкция началась только в 1860 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Именно он решил придать главному храму схожесть с флорентийской базиликой. Восстановленный к концу XIX столетия скит, стал единственным общежительным монастырем города. Его настоятельницей назначили игуменью Рафаилу, а обитель начала стремительно заселяться и процветать.

Советское время

К 1917 году лавра насчитывала больше 300 сестер. Во время Первой мировой войны они шили форму солдатам, а после революции – обмундирование красноармейцам. Так продолжалось чуть больше года, пока скит не упразднили. На его месте устроили «Ивановский исправительный дом на Солянке», а кельи заселили арестантами концлагеря. Строения, находившиеся на территории, почти все перешли к МВД, а насельниц арестовали или отправили в ссылку.

До 1927 года главная церковь существовала, как приходская, однако потом и она перешла во введение советской власти, став государственным архивом, а по совместительству – лагерным красным уголком.

Возобновление обители

Иоанновская лавра начала возрождаться с 1990 года. После частичной передачи зданий Русской Православной Церкви по сей день продолжается реставрация разрушенных сооружений и внутренней отделки храмов.

В 2002 году назначается первая игуменья, а монастырь приобретает статус ставропигиальный. С 2014 года настоятельницей становится Людмила Волошина.

Современное состояние

До сих пор значительная часть построек находится во ведении Университета МВД города Москвы. Из-за отсутствия должного ремонта исторические сооружения рушатся, что грозит полным их уничтожением.

Та часть, что перешла Русской Православной Церкви, продолжает активно восстанавливаться, а сама лавра вновь переживает период процветания. На ее территории работает иконописная мастерская и несколько швейных фабрик. Также при обители открыты просветительские курсы для монахинь.

Вековые тайны обители

Московский Ивановский монастырь был не только местом молитв или монашеского подвига, но и местом ссылки женщин из дворянских семей. Традицию отсылать в затвор неугодных начал Иван Грозный, сослав в монастырские подвалы двух жен своего сына. Для многих неугодных жен монастырь стал местом насильственного пострига, их родственники жертвовали сестрам большие суммы на содержание знатных узниц и самой обители.

Мрачную славу добавляло Сыскное ведомство, отправляя сюда в заточение женщин, замешанных в политических интригах или уголовных делах. Монастырские стены становились последним пристанищем для раскольниц, которых после пыток и унижений под видом умалишенных отправляли в каменные кельи Ивановского монастыря под надзор монахинь.

Знаменитые узники

Некоторое время в обители были захоронены основоположники секты хлыстов Иван Суслов и Прокофий Лупкин. Их могилы долго посещали московские апологеты веры, пока не случился судебный процесс над хлыстами в 1739 году, после чего могилы разрыли, а тела сожгли и пепел развеяли по ветру.

Одной из знаменитых узниц монастыря была зловещая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова), замучившая в подмосковном имении более 100 человек. Зверства длились в течение семи лет и прекратились лишь по личному вмешательству Екатерины II, только взошедшей на престол. Салтыкову судили гражданским судом в 1778 году и отправили отбывать вечное заточение.

В монастыре для нее соорудили специальную келью – вырыли глубокую яму, над которой возвели деревянную постройку без окон, только когда приносили еду, ставили свечу, это был весь свет, который она видела долгие годы. Во время монастырских служб ее подводили ближе к месту, откуда были слышны молитвы, корреспонденция и разговоры были под запретом. Так она провела 11 лет, после сделали небольшое послабление, переведя в келью с небольшим окошком, через которое с ней могли поговорить желающие.

Еще одной знаменитой пленницей была княжна Тараканова – дочь царицы Елизаветы. Проведя сорок лет за пределами России, вернувшись и поговорив с Екатериной II, она удалилась в Ивановский монастырь. Княжна проживала в обители с комфортом, в монашестве получила имя Досифея. Для нее была выделена келья в две комнаты с печью, в услужение была приставлена послушница, ежегодно из казны выделялась немалая сумма, поступали средства от многочисленных дарителей, большую часть пожертвований княжна тратила на милостыню и пожертвования. После смерти ее погребли в Новоспасском монастыре, надгробие появилось лишь через 100 лет и сохранилось до сих пор.

Это далеко не все тайны обители, узнать больше и побывать на службе сегодня может каждый желающий, посетив Ивановский женский монастырь в Москве. Адрес: Малый Ивановский переулок, строение 2.

Ивановский монастырь: что рядом?

Ивановский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех ~ 0,0 км. Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях ~ 0,2 км

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях ~ 0,2 км

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках ~ 0,2 км

Улица Солянка ~ 0,3 км

Церковь Трех Святителей на Кулишках ~ 0,3 км

Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах ~ 0,3 км

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке ~ 0,3 км

Московская хоральная синагога ~ 0,3 км

История обители

Во времена Великой Смуты женский монастырь разорили и к его возрождению приступили лишь в середине XVII столетия, когда на территории был возведен новый храм вместо прежнего с приделом во имя Николая Чудотворца. Случилось это в 1657 году.

Сначала сюда отправляли попавших в опалу, но затем и тех, кто обвинялся в уголовных, а также политических преступлениях. Средства на содержание выделялись влиятельными покровителями и из государственной казны.

После пожара, охватившего Ивановский монастырь в 1748 году, он пришел в запустение и был возрожден только в 1761 году по указу императрицы Елизаветы Петровны как приют для московских вдов и сирот «заслуженных людей».

Святыни и престольные праздники

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями, к которым каждый год стекается множество паломников со всей России. Кроме почитаемых чудотворных образов и мощевиков, здесь также можно увидеть:

  • частичку Животворящего Креста;
  • образ Крестителя;
  • чудотворный список иконы Иоанна Предтечи;
  • частицу гроба святой великомученицы Елисаветы;
  • надгробную плиту схимонахини Марфы.

К главным престольным праздникам обители относятся:

  • 20 января – Собор Иоанна Крестителя;
  • 22 мая и 19 декабря – празднование архиепископа Мир Ликийских, святителя Николая Чудотворца;
  • 7 июля – рождение Иоанна Предтечи;
  • 21 июля и 4 ноября – празднование во имя иконы Казанской Божьей Матери;
  • 11 сентября – отсечение головы Крестителя;
  • 6 октября – зачатие пророка Иоанна.

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector