Адмиралтейство

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве,  Ярослав Глухов

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Архитектура здания Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева. Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Павел Киселев

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Строительство

Пятого ноября 1704 года, согласно записи из придворного журнала, был заложен адмиралтейский дом. Его длина составляла двести, а ширина — сто сажен. Верфь строили тысячи работных, которых пригнали сюда из Вологды, Устюга, Белозерска и Каргополя. Строительство осуществлялось точно на том месте, где сегодня находится Адмиралтейство. В Санкт-Петербурге по замыслу Петра Первого, который собственноручно делал планы-чертежи верфи, был выстроен первый одноименный дом. Он, так же как и нынешнее строение, был сделан так называемым покоем — в виде буквы «П», раскрывающейся в сторону реки.

Однако сами по себе одноэтажные деревянные корпуса не могли стать крепостью. И потому здание было решено окружить оборонительными рубежами. В ноябре 1705 года А. Меншикову доложили, что строительство крепости «совершилось». Теперь ее опоясывали земляные валы, рвы, через которые были устроены подъемные мосты, и бастионы с пушками.

История

Стремление Петра I превратить Санкт-Петербург в передовой европейский город увенчалось успехом. Период правления последнего царя Руси совпал с активным строительством будущей Северной столицы. На следующий год после основания Петербурга Петр отдал распоряжение заложить первую судостроительную верфь империи на Балтийском море.

На гравюре изображены моменты основания Петербурга

Строительство Адмиралтейства началось 5 ноября 1704 года. По первоначальному замыслу постройки носили оборонительный характер. Здания, окруженные глубоким рвом и валами, должны были защищать территорию государства от внезапных вражеских набегов. Чертежи и схему будущего крепостного сооружения писал лично Петр I.

Пётр 1 был отпетым моряком и лично писал схему строительства верфи. Основатель Российской империи на картине с крестьянами

Император планировал выстроить комплекс зданий в классическом русском стиле в форме буквы «П». Одноэтажная постройка с возвышенной центральной частью и высоким шпилем предназначалось для расположения Адмиралтейского приказа. Позже здесь обосновалась коллегия и часть Морского министерства. Хорошо разграниченная территория острова с выходом к водным ресурсам идеально подходила для строительства кораблей и ремонта плавательного транспорта. Именно здесь создали легендарный российский флот, которому не было равных во всем мире. Спустя 2 года, в 1706 году, со стапелей верфи на воду сошло первое военное судно.

Первое военное судно сошло со стапелей в 1706 году. Берег Петербурга на картине 18 века

В 1711 году центральная часть ветхого здания перестраивается камнем. Спустя время фахверковый шпиль также заменили природным материалом и установили знаменитый позолоченный кораблик. Под декоративным элементом размещался полый шарик с образцами монет Монетного двора Петербурга.

Здание достопримечательности на гравюре 1716 года

Строительные и реставрационные работы над зданием Адмиралтейства возобновлялись в разные времена. В 1732 году под руководством знаменитого зодчего И.К. Коробова выстроили новое архитектурное сооружение из камня, а шпиль подняли на 72 метра выше.

Адмиралтейство образца 1732 года (архитектора Коробова)

В начале 19-го века над одноэтажным зданием возвели еще два этажа. Архитектор А.Д

Захаров, руководивший работами, уделил особое внимание экстерьеру. Фасад Адмиралтейства украсили статуями, барельефами и лепниной

Зодчий придерживался концепции великого государства в обрамлении комплекса, стремился укрепить образ России на мировой арене в глазах гостей столицы.

Строение на картине Бенжамена Патерсена в 1803 году

В разные годы в стенах здания располагались образовательные учреждения, Военно-морской штаб, профильное министерство, музей. На сегодняшний день детище Петра — один из самых ярких памятников русского ампира, символ зарождения Военно-Морского флота РФ.

Какие красивые достопримечательности посмотреть и что посетить за один день в Петербурге

В 1990 году Исторический центр Санкт-Петербурга был включен в список ЮНЕСКО. Не смотря на то, что Петербург имеет самый большой исторический центр среди европейских городов, его несложно обойти за несколько дней, так как все наиболее значимые городские достопримечательности расположены весьма компактно. В Кронштадском районе можно посмотреть на старинные храмы и памятники. Фрунзенский район можно обойти полностью самостоятельно, так как все достопримечательности в основном сводятся к памятникам и фонтанам. А вот Петергоф в Петродворцовом районе лучше смотреть с гидом, так как индивидуальных туристов могут пустить не во все дворцы.

Новая Голландия в Санкт-Петербурге фото

Среди обязательных к посещению достопримечательностей района можно назвать Александровский сад, вокруг которого компактно расположены такие достопримечательности как Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенатская площадь с Медным Всадником, здания Сената и Синода, а также Дворцовая площадь с Зимним дворцом и Александровской колонной и зданием Главного Штаба.

Если углубиться в более удаленную часть Адмиралтейского района, то можно дойти до Новой Голландии, которая представляет собой образец промышленной архитектуры эпохи раннего классицизма

при осмотре острова стоит уделить отдельное внимание большой арке из красного кирпича

После просмотра всех достопримечательностей рекомендуем погулять по знаменитому Невскому, а также посетить крейсер Аврора в Петроградском районе.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина — десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector